
Облик денисовского человека был воссоздан генетиками Еврейского университета Иерусалима. Для этого они сравнили его ДНК с ДНК современного человека, неандертальца и шимпанзе, особенно отмечая совпадения в уровне активности генов, определяющих внешность и анатомию тела. Оказалось, что денисовский человек был в целом похож на неандертальца, но обладал некоторыми уникальными чертами. Например, его лицо было шире, чем у неандертальца, а челюсти — длиннее, при этом нижняя была заметно уже верхней. Височные кости денисовца соответствовали типажу современного человека.
Сложность реконструкции облика денисовского человека в том, что к настоящему времени найдины только его несколько зубов, палец и кусок челюсти. Очевидно, что традиционные методы реконструкции в этом случае не подходят. Поэтому на помощь была призвана генетика, чье современное состояние позволяет воссоздать объект по набору генов, определяющих внешность. В качестве материала для работы генетики получили фалангу мизинца девочки, жившей на Алтае примерно 50 тысяч лет назад. Ученые ориентировались на так называемые эпигенетические метки (углеводородные «хвосты») генов. Наличие таких меток указывает на активность данного гена.
Генетикам удалось восстановить по ДНК внешность денисовского человека в целом и облик девочки, чей генетический материал они исследовали. Это была девочка 7-12 лет, смуглая, с карими глазами.
Денисовский человек — вымерший вид людей, населявший некоторые области Азии 40-300 тысяч лет назад. Денисовцы не составляли изолированных популяций, установлено, что они скрещивались как с неандертальцами, так и с кроманьонцами. Примерно 5% их генов присутствует в геноме современного меланезийца. ДНК денисовцев присутствует также в геномах китайцев, вьетнамцев, японцев и полинезийцев. Предполагается, что в Азию денисовский человек пришел из Африки и, скорее всего, раньше неандертальца и современного человека.