
Распространение по миру болезни, которое журналисты уже успели сравнить с эпидемиями чумы, сибирской язвы и «испанки», вызвало большой интерес вирусологов и эпидемиологов к азиатской фауне. Ученые надеются, что ответ на вопрос, какое животное подарило человечеству самую разрушительную пока эпидемию XXI века, подскажет пути противодействия распространению вируса по планете и укажет возможные лекарства от него.
Впрочем, если говорить о лекарствах, то здесь медики уже более или менее определились. В разных странах в клиниках прошли тестирования уже известных антивирусных препаратов на пациентах. Самыми эффективными оказались препараты хлорохинового ряда: сам хлорохин и его производные, в числе которых гидроксихлорохин и мефлохин. Они были испытаны в Китае, Франции, США, России и повсюду показали довольно высокую эффективность, особенно, в сочетании с антибиотиками, подавляющими развитие бактериальных инфекций. В США и Франции для лечения COVID-19 предложили использовать гидроксихлорохин (плаквенил), в России Федеральное медико-биологическое агентство представило мефлохин.

Мефлохин показал высокую эффективность против SARS-CoV-2 в экспериментах in vitro с культурами клеток
Оба препарата используются при терапии малярии и имеют серьёзные противопоказания и побочные эффекты. Так, а американской прессе в 2012 году были сообщения, что у военнослужащих, принимающих мефлохин, часто замечалась немотивированная агрессия. Американский военный в Афганистане под влиянием лекарства убил 17 человек, в том числе, женщин и детей. В 2002 году три солдата, вернувшихся домой из Афганистана, убили жен и покончили жизнь самоубийством. В 2009 году в американской армии мефлохин был исключен из списка препаратов, которые можно назначать военнослужащим с черепно-мозговыми травмами.
Мефлохин может вызывать рвоту, диарею, кишечные колики, являться причиной галлюцинаций и развития депрессии. Кроме того, мефлохин противопоказан беременным женщинам и людям с нарушениями функции печени.
Тем не менее, доктор биологических наук Анчи Баранова подтвердила эффективность мефлохина как противокоронавирусного средства массового использования. Она также отметила меньшую токсичность мефлохина, по сравнению с аналогичными лекарствами.
Вакцина против SARS-CoV-2, вероятно, будет готова до конца нынешнего года, но пока люди продолжают умирать от осложнений, наступающих в ходе заболевания. В настоящее время от COVID-19 в мире умерли уже более 34 тысяч человек. По прогнозу ученых из Имперского колледжа Лондона, в случае отсутствия мер противодействия распространению инфекции, в мире от него погибнет 40 миллионов человек. В случае применения ограниченных мер противодействия, таких, как, например, ограничение контактов среди пожилых людей, эта цифра уменьшится вдвое, но всё равно останется сравнимой с количеством жертв во Второй Мировой войне. Решающее значение для борьбы с распространением болезни имеют изоляция больных, введение карантинных мер в городах, тотальное тестирование, считают ученые.
Между тем, версия происхождения SARS-CoV-2 от панголинов, похоже, находит подтверждение. На юге Китая были изъяты несколько особей яванских панголинов, ввезённых в Китай незаконно. При исследовании их генома генетики из Сиднейского и ряда китайских университетов обнаружили две субпопуляции коронавирусов, похожих на SARS-CoV-2. Всего были изучены 18 особей животных. Вирусы рода Betacoronavirus, схожие по последовательностям нуклеотидов с SARS-CoV-2, были обнаружены у шести из них. Причём, сходство достигает 92,4%.
Еще в начале февраля на сайте Южно-Китайского сельскохозяйственного университета появилось сообщение о том, что последовательность штамма вируса панголинов на 99% совпал с таковым у SARS-CoV-2. Однако тогда ученые не приняли единичное сообщение всерьез.
Панголины — животные, похожие на броненосцев. Они очень популярны в Китае, прежде всего, из-за своей чешуи. В китайской народной медицине считается, что чешуя панголинов подавляет рост злокачественных опухолей и способствует излечению от других заболеваний. А мясо панголинов китайцы используют в пищу.
Вероятнее всего, SARS-CoV-2 возник вследствие ассортации с одним из вирусов летучих мышей, которые заразились вирусом от панголинов. Кроме того, ученые пришли к выводу, что вирусы, сходные с SARS-CoV-2, могут присутствовать в организмах других азиатских животных и призвали к осторожности при обращении с ними.